“Эффект хлыста” в цепи поставок и дорожная пробка. Что общего?

Эффект хлыста

Что такое «эффект хлыста»? Специалисты по управлению цепями поставок хорошо знакомы с этим явлением. Малейшее изменение спроса в конце цепи может вызвать большие колебания в ее начале. И наоборот — небольшие задержки в начале могут привести к катастрофе для партнёров далее по цепи. Также эти колебания приводят к искажениям в цепочке поставок. Это, в свою очередь, вызывает дефицит, появление излишних запасов и увеличение расходов. Даже если вы не специалист в данной сфере, я уверена, что вы также испытывали аналогичный эффект, например при таком явлении как «дорожная пробка». Разве вы ни разу не застревали в пробке без каких-либо серьёзных причин?

Ниже видео эксперимента, где показано, как на круговой дороге появляются такие призрачные пробки.

https://www.youtube.com/watch?v=Rryu85BtALM

В 2017 году MIT повторил этот эксперимент, но поставил один автомобиль, оснащённый адаптивным круиз-контролем. Оказалось, что добавление этого единственного буфера в систему ослабило волну, вызванную «эффектом хлыста», и пробка исчезла.

Эффект хлыстаПодробная информация об этом эксперименте здесь:

https://www.technologyreview.com/s/607841/a-single-autonomous-car-has-a-huge-impact-on-alleviating-traffic/

https://arxiv.org/pdf/1705.01693.pdf

Подобный эксперимент проводили компания Ford и университет Vanderbilt в 2018 году:

https://www.youtube.com/watch?v=2GYfXxVn2Oc&feature=youtu.be

Как «эффект хлыста» относится к Demand Driven?

Итак, запас и временные буферы, реализованные в операционной модели Demand Driven, ведут себя наподобие адаптивного круиз-контроля: когда буфер становится пустым или, наоборот, переполненным, действия в буфере осуществляются легко и органично, чтобы правильно отрегулировать темп.

Рассмотрим пример без модели Demand Driven.

Существует магазин «А», где на прилавках стоит продукция с примерно одинаковыми сроками поставки. В один момент оформляется внеплановый одноразовый большой заказ, который связан не с сезонностью или акцией, а с решением какого-то покупателя сделать покупки на 6 месяцев вперед, на большую компанию. Магазин «А» решил, что его постоянный спрос увеличился, и в следующий раз оформляет заказ намного более крупный, нежели обычно. Плюс покупает у своего поставщика дополнительный объём для запаса.

Поставщик «Б», в свою очередь, не знает, что здесь был лишь разовый спрос, и не знает, что в этом заказе вложен ещё страховой запас, поэтому передаёт увеличенный заказ производителю и добавляет ещё объём для запаса, от себя, чтобы приготовиться к будущему увеличению спроса (которого в действительности не будет).

Завод-производитель «В», увидев более крупный заказ, тоже подумал, что спрос увеличился. Так как он видит весь объём как единый заказ, не зная, что в нём заложен страховой запас для всех входящих в цепочку поставок. Завод увеличивает мощности производства, чтобы вовремя покрыть весь спрос и сформировать дополнительный запас для себя на будущее.

Какой результат? Все без исключения по цепочке поставок получают свои заказы и страховку. Дополнительный спрос со стороны конечного потребителя отсутствует и весь товар лежит на полках и складах магазина нетронутым. У поставщика «Б» аналогичная ситуация: продукция лишь занимает складское место, а производство простаивает, поскольку запасов хватает ещё надолго. В данной ситуации вся цепочка по конкретной товарной продукции простаивает, пространство занято, в запасах заморожены финансы, которые можно было бы использовать для других целей. Это и есть «эффект хлыста» или «пробка». Только она в данном случае состоит не из машин, а из производственных запасов.

Итоги:

Концепция Demand Driven MRP помогает определить точки разрыва зависимостей и поставить в определённых местах буферы запасов. Вам не нужно размещать буферы повсюду. Вы устанавливаете их только в нужных местах, чтобы ослабить вариабельность, восстановить и защитить поток материалов и информации, а также высвободить инвестиции. Таким образом вы сможете погасить “эффект хлыста” по цепи поставок раз и навсегда.

И, следовательно, у водителей гораздо меньше стресса. Попробуйте адаптивный круиз-контроль!😉

Читайте подробный кейс о том, как производителю кормов для животных (компании Kormotech) удалось остановить «эффект хлыста» и добиться других ключевых результатов с помощью концепции Demand Driven MRP: https://ddmrp.ru/portfolio/kormotech/

Источник: https://demanddriventech.com/blog/demand-driven-buffer-or-adaptive-cruise-control/