Правильный выбор модели управления запасами

ВЫБОР МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ

Как не производить больше, чем необходимо?

Слово PUSH означает толкать, слово PULL означает тянуть. В управлении потоками антагонизм «выталкивай/вытягивай» существует с момента появления методологии Бережливого производства (Lean). Именно тогда классическая система, поддерживаемая IT-системами на основе MRP (Material Requirements Planning), получила альтернативу в форме философии Бережливого производства.

Мир разделился на два лагеря, сражающихся друг с другом без необходимости. Не будем подробно обсуждать различия между этими двумя подходами.
MRP — устаревшее решение, которое было создано в 1960-х годах. С тех пор многое изменилось — и, к сожалению, MRP не успевает за меняющимся миром.

Как производить? Lean, TOC или DDMRP?

LEAN и PULL чаще становятся синонимами, благодаря их гласности и эффективности,. На практике существуют несколько других вытягивающих систем или смешанных решений, среди которых: DBR (Drum Buffer Rope), модель из TOC (Theory of Constraints), известную как Теория ограничений, и DDMRP (Demand Driven MRP).

DDMRP использует мировые практики MRP, Lean и TOC. Наверное, слишком много аббревиатур. Важно то, что если мы хотим, чтобы наша модель управления запасами была эффективна и соответствовала потребностям наших клиентов, то модель выталкивания перестает быть актуальной. Альтернативой, похоже, является система вытягивания. Тем не менее, прежде чем мы будем использовать методы Бережливого производства и методы вытягивания потока, нам необходимо решить несколько важных стратегических задач.

Что не так с методом выталкивания?

Система выталкивания – это некая слепая модель, основанная на прогнозировании, которое из-за отсутствия доступа к нужной информации больше напоминает гадание. Стратегия выталкивания основана на том, что мы производим, основываясь на прогнозах, предполагая, что товар «продается». До тех пор, пока у сотрудников есть работа, а машины работают, мы удовлетворены.

Это спокойствие заканчивается, когда выясняется, что товар поступает на склад и … остается там, так как прогноз был недостаточно точным. Именно на этом этапе начинается креативность отделов продаж, которые пытаются «ликвидировать» товар. К сожалению, такая творческая деятельность заставляет идти на компромиссы (например, скидки), а это означает, что высокие продажи (движимые производством) не приводят к максимизации прибыли (чистым продажам).

Несмотря на креативный отдел продаж и позитивные итоговые результаты, — существует риск, что успехи будут недолговечны, а их невидимая цена станет очевидной со временем. Вождение на автопилоте возможно, но проблемы возникают, как только на дороге появляются повороты и препятствия.

Эта модель управления запасами называется «Выталкивание и Продвижение», то есть, вначале проталкивают процесс производства, затем рекламируют продукцию для генерации продаж. В любых условиях работа в системе Выталкивания становится сложной моделью. Текущие рыночные реалии усугубляют эту сложность,
а растущая глобальная конкуренция и ожидания клиентов увеличивают риски и делают эту работу невозможной. Исключения подтверждают правило.

Новая модель управления запасами как новый способ мышления

«Выталкивание/Вытягивание» вторично. Одного метода вытягивания может быть недостаточно, иногда стоит использовать метод выталкивания. Проблемы постоянно меняющейся бизнес-среды еще больше подчеркивают необходимость стратегического мышления, то есть, эффективного принятия решений с учетом рыночных данных и фактов. Крайне важно определить ваше конкурентное позиционирование, а также спроектировать позиционирование ваших материальных ресурсов.
Этот процесс называется ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ. 

Позиционирование 

Позиционирование — сознательное принятие определенной позиции. Это создание основы, реализация надежной модели, которая позволяет как атаковать,
так и защищать. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ — это первый шаг в инновационной методологии DDMRP.
Все знают, что эффективный бизнес – это баланс между атакой и обороной. Хотя часто говорят, что некоторые баскетбольные команды NBA выигрывают
либо в обороне, либо в нападении, в долгосрочной перспективе они выигрывают и с тем, и с другим, потому что точно так же, как левая сторона не может существовать без правой, нам нужна атака и оборона — две стороны одной медали.
DDMRP основан на непрерывности потока. Его правильная конструкция, благодаря позиционированию, требует защиты от непредвиденных обстоятельств.

Защита потока

Процессы подвержены влиянию волатильности и нестабильности, источники их внешние и внутренние. Этот процесс называется ЗАЩИТА ПОТОКА. Часто мы ищем врага на горизонте, а враги прячутся в наших рядах. Поэтому ЗАЩИТА ПОТОКА защищает от препятствий, которые мы создаем непреднамеренно во время процесса.

Вытягивание 

Вытягивание — это более правильное решение. Клиенты становятся все более непредсказуемыми, а их потребности — спонтанными и эмоциональными. Остановка всей производственно-логистической системы до тех пор, пока подтверждение (заказ) не станет рациональным, не покажет экономическую эффективность. Остается найти ответ на вопрос «Как?»
Классическая методология «Бережливое производство» имеет ряд преимуществ, но у нее есть и недостатки. Интересно сочетать передовой опыт инновационным образом, так как это создает совершенно новое и более мощное решение. Это и есть подход Demand Driven с использованием метода управления запасами DDMRP.

Итоги:

  1. Забудьте о Выталкивании и Продвижении
  2. Откажитесь от MRP
  3. Перестаньте совершенствовать прогнозы
  4. Работайте на долгосрочную перспективу
  5. Начните ПОЗИЦИОНИРОВАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ и ВЫТЯГИВАТЬ
  6. Думайте и планируйте — вы стратеги
  7. Используйте математику – для проверки
  8. Защищайте то, что построили
  9. Будьте ближе к клиенту

DDMRP — это планирование материальных потребностей на основании фактического спроса. Методология представляет собой преобразование подхода Выталкивание и Продвижение в инновационный подход: ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ, ЗАЩИТА И ВЫТЯГИВАНИЕ.

Прочитайте кейс о том, как коммпании Jamestown Container Company, производителю гофроупаковки, удалось повысить операционную прибыль в 3 раза с помощью внедрения новой модели управления запасами DDMRP: https://ddmrp.ru/portfolio/jamestown-container-company/

Автор статьи: Александр Сосновский.
https://aleksandersosnowski.com